Сущность эволюционных теорий творчества |
Новизна, творчество и расширение сознания просто вплетены в развитие и творческие эволюционные процессы, субъектом которых выступает индивидуальность и общество. Человеческая роль в создании нового не отличается от роли Природы (А. Кестлер,1964; Ф. Баррон,1995; М.Чиксентмихайи,1996). |
Целое |
1. Развертывание и проявление Целого. Творчество проявляет себя как Космическая Сила А. Уайтхед (А.Whitehead, 1929). Творчество как выражение универсального творческого потенциала скрытого во всех существующих вещах. |
2. Последовательное становление Целого. Т. Добжанский (1957), Е. Синнот (1962) считают, что органическая эволюция фундаментально креативна. Она непрерывно высвечивает новые оттенки и качества, порождает неисчерпаемое разнообразие уникальных, беспрецедентных, неповторяющихся и необратимых форм. По мнению Г. Кнеллера (1965), творчество может рассматриваться как реализация Жизненной Силы. |
Взаимодействие со средой |
Развивающий подход (творчество как развитие) состоит в фокусировке внимания на взаимодействии между организмом и средой и подчёркивание более активной роли Среды. Представители развивающего подхода к творчеству Д. Фелдман (1980), Х. Грубер (1988), П. Баррет (1974) утверждали, что творческое мышление имеет много общего с описанным в теории Ж. Пиаже процессами трансформации и адаптации. Творчество, - писал Д. Фелдман (1988), - рассматривается как специфическая форма развития, как выживание наиболее достойных. Спонтанность и направленные трансформации - процессы, которые лежат в основе как развития, так и творчества. |
Универсальное понимание эволюции и творчества как процесса отбора. Д. Фелдман, Д.К. Саймонтон - рассматривают творческий продукт как результат случайных вариаций, как результат генерации и отбора. Д.К. Саймонтон (1988) - предложил теорию “Случайных конфигураций”, (Chance-configuration) в которой случайные изменения и комбинации рассматривались как наиболее фундаментальный генеративный механизм творчества. Теория опиралась на классическую модель Д. Кэмбэлл (1960), которая рассматривала творческий процесс, как единство трех этапов: - вариации - генерация альтернатив, которые являются тем более эффективней, чем более они случайны, слепы, рискованны, редки; - выбор, который осуществляется по некоторым стабильным критериям, вытекающим из требований адаптации; - сохранение наиболее удачных комбинаций. |