Немецкая классическая философия

Общая характеристика немецкой классической философии

Немецкая классическая философия представляет собой вершину мировой философской мысли и важнейший этап в развитии мировой культуры.

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 — 1804), который заложил ее фундамент в своих основных трудах “Критика чистого разума” (1781),“Критика практического разума” (1786), “Основы метафизики нравственности” (1785), “Критика способности суждения” (1790). Грандиозная философская система была построена и завершена выдающимися немецкими философами Иоганном Фихте, Фридрихом Шеллингом, Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем и, по некоторым классификациям, Людвигом Фейербахом.

Немецкая философия наследовала рационализм и гуманистические ценности эпохи Просвещения и в то же время подвергла их глубокому критическому анализу, создав на этой основе ряд новаторских самобытных концепций. Ее существенным отличием было возрождение античной диалектики как особого метода познания, в то время как философия Просвещения в целом базировалась на метафизике.

При всей оригинальности различных философских систем и разнообразии идей, немецкой классической философии присущ ряд общих существенных черт, позволяющих рассматривать ее как единое духовное образование. 

Характерные черты, основания и принципиальная новизна идей немецкой классической философии

1. Понимание роли и назначения философии как критической рефлексии и совести культуры.
Понимание философии как вершины и «царицы» наук, как критической совести и души культуры. Философия, впитывая живые соки культуры, призвана осуществить глубокую критическую рефлексию по отношению к человеческой жизнедеятельности.
2. Осознание того, что человек живет не только в мире природы, но и мире культуры, который выводится Кантом и Гегелем из деятельности человеческого духа. Идеи единства мира, всеобщей природы духа, сознания, тождества субъекта и объекта, бытия и мышления (Шеллинг, Гегель);
3. Представление философии как строгой систематической науки, как «наукоучения» или науку о науке (Фихте). «Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная её система. Моим намерением было – способствовать приближению философии к форме науки» (Гегель).
4. Разработка философии как сложной дифференцированной системы наук, как широкой системы философского знания, в которую входят онтология, гносеология, антропология, логика, религия, философия природы, философия истории, история философии, философия права, эстетика.
5. Представление о гносеологии как основной исходной части философии, предваряющей всякое философское рассуждение и устанавливающей границы его возможностей. Выдвижение идеи познавательной активности субъекта и конструктивных возможностей человеческого познания (Кант).
6. Смещение акцентов с анализа природы, бытия и мышления на исследование человеческой сущности, человеческого мира и его истории. Концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах. Обоснование моральной и правовой автономии личности (Кант), утверждение действенности, активность сознания и самосознания человека (Фихте), расширение границ активности самосознания и индивидуального сознания (Гегель), придание чистой, истинной человеческой сущности абсолютного значения (Фейербах).
7. Принятие общих методологических принципов построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм.
8. Возрождение диалектического подхода к действительности, создание целостной системы принципов и категорий диалектики, понимание творческой активности Я, и развития самосознания человека как взаимодействия Я и не-Я (Фихте), понимание природы как диалектически развивающегося духа (Шеллинг), представление о беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии мира, открытие закона всеобщности развития через становление и разрешение противоречий (Гегель); представление о взаимосвязи, взаимодействии и развитии явлений (Фейербах).
9. Разработка целостной диалектической концепции развития, приложимой к миру природы, обществу и человеку, познанию, науке и нравственности, создание диалектического метода и нового стиля мышления, отличающегося предельной широтой, универсальностью и историчностью.
10. Рассмотрение человеческой истории как целостного процесса, применение принципа историзма ко всем областям человеческого знания и действия, принятие идеи исторической закономерности.
11. Утверждение идей гуманизма, свободы и мoгущества разума, осмысление целостной человеческой жизнедеятельности и существования человека в социуме. Понимание человека как субъекта нравственнoгo сoзнания (Кант, Фихте, Шеллинг), исследование проблем гражданскoй свoбoды, сoциальнoгo мира, идеальнoгo сoстoяния oбщества (Кант, Фихте, Гегель), создание гуманистической этики и религии любви (Фейербах).


Направления и представители классической немецкой философии

1. Субъективный трансцендентальный идеализм - Иммануил Кант (1724 — 1804);
2. Субъективный трансцендентальный идеализм - Иоганн Фихте (1762 — 1814);
3. Объективный трансцендентальный идеализм - Фридрих Шеллинг (1775 — 1854);
4. Объективный абсолютный идеализм - Георг Гегель (1770 — 1831);
5. Антропологический материализм - Людвиг Фейербах (1804 — 1872).

 

Немецкая философия после классического периода продолжилась в таких направлениях второй половины и конца 19 века как:
—  иррационализм;
—  философия жизни.